Меню Закрыть

Наставничество педагогов

Цель — разносторонняя поддержка молодого учителя для успешного закрепления его на месте работы, повышение его профессионального потенциала и поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создания комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Задачи:

  1. Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.
  2. Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса.
  3. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
  4. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.
  5. Ускорить процесс профессионального становления педагога.

Нормативные документы

Федеральные

  • 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя. Официальный сайт «Год педагога и наставника
  • План основных мероприятий по проведению в РФ Года педагога и наставника Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18/02/2023 г. № 399-р  
  • Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
  • Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 г № 145-р «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между учащимися»
  • Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16)
  •  

Региональные

  • Распоряжением Губернатора Томской области от 13.12.2022 №284-р утвержден состав оргкомитета по подготовке и проведению Года педагога и наставника в томском регионе. На основе проекта федерального плана мероприятий, принятого в декабре 2022 года, оргкомитет сформировал и утвердил Региональный план по проведению Года педагога и наставника 
  • Региональный проект«Современная школа»
  • Региональный проект «Успех каждого ребенка»
  • Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 27.05.2020 г. № 420-р «О внедрении и реализации в Томской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между учащимися»
  • Приказ ОГБУ «РЦРО»от 23.11.2020 г. № 331/1 «Об утверждении дорожной карты реализации региональной программы «Развитие наставничества в системе общего образования Томской области на 2020-2024 гг.»

Муниципальные

  • Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 14.02.2023 г.  №97-р  «Об утверждении муниципального плана мероприятий по проведению в городе Томске Года педагога и наставника в 2023 году» Муниципальный план 
  • Распоряжение департамента образования  администрации Города Томска от 28.06.2022 №645-р «Об организации деятельности муниципальных педагогов- наставников в 2022-2023 учебном году»
  • Список муниципальных педагогов — наставников на 2022-2023 учебный год (приложение № 2)
  • График проведения мероприятий муниципальными педагогами-наставниками в 2022–2023 учебном году для молодых педагогов г. Томска с целью обеспечения профессионального развития молодых педагогов, высокого качества результатов их педагогической деятельности в соответствии с современными требованиями (приложение № 3) 
  • Муниципальная программа «Развитие наставничества в муниципальной системе   образования «Город Томск» на 2021-2024 гг.» (молодые педагоги) (приложение № 1)
  • Комплексный план мероприятий  («дорожная карта») по развитию наставничества в муниципальной системе образования «Город Томск» на 2021-2024 гг. (молодые педагоги) (приложение № 2)

Школьный уровень

В рамках реализации Дорожной карты по подготовке педагогических кадров Томской области, утвержденной в 2022 году заместителем Губернатора Томской области по внутренней политике и территориальному развитию и заместителем Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации в МАОУ СОШ № 58 г. Томска организовано наставничество обучающихся, поступивших в рамках квоты целевого приема в ТГПУ. По состоянию на сентябрь 2022 года один обучающийся ТГПУ заключил договор о целевом обучении с образовательными организациями Города Томска.

Факультет

Направление подготовки

Профиль 1

Профиль 2

ФИО наставника

ИДиА

44.03.05:Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Начальное образование

Дошкольное образование

Руководитель «Психолого -педагогического класса» – Лубяная Е.Н.

План работы со студентом-целевиком на 2022-2023 учебный год

Практика наставничества «Наставническая среда в школе»

Практика наставничества «Наставническая среда в школе» направлена на достижения контрольных точек Национального проекта «Образование».

Ключевым понятием является среда. Мотивирующая наставническая среда, где взаимодействие всех участников и есть главный механизм формирования этого пространства.
Формы наставничества в нашей организации:

1. «учитель – учитель»

1.1 «опытный учитель-молодой учитель» предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным педагогом, оказывающим разностороннюю поддержку необходимых для развития профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепление на месте работы.

1.2. «заместитель директора – учитель» конкретная профессиональная помощь и психоэмоциональная поддержка административного кадрового резерва школы.

2. «ученик – ученик» предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает лидерскими и организаторскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого. Эта форма наставничества реализуется в рамках инновационной площадки «Ученическое тьюторство в аспекте проектной деятельности как средство формирования метапредметных компетенции обучающихся».

3.«выпускник (студент)– ученик» предполагает взаимодействие обучающихся общеобразовательного и высшего или среднего профессионального учреждений, при которой студент оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории. В нашем случае наставники – студенты ТГПУ.

4.«работодатель – студент» предполагает создание органичной системы взаимодействия МАОУ СОШ№ 58 г. Томска и ТГПУ, ТГПК с целью получения студентами– актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессионального роста и трудоустройства, а образовательной организации– подготовленных и мотивированных кадров. 

5.«групповое наставничество»  молодые педагоги включаются в работу про­блемно-творческой группы, руководитель которой сопровождает их не в вопросах методики преподавания отдельного предмета, а в каком- то особом направлении. В нашем случае изучения и внедрения технологии «Lesson study» (исследование урока).

Наставническая среда – взаимообогащающие коммуникации которые позволяют всем становиться соучастниками школьной жизни, где каждому есть место для развития.

⭐️ 31.10.2023 — Слëт молодых педагогов

С 27 по 30 октября проходил слëт педагогов Томской области, в котором приняли участие учителя начальных классов — Красногорцева Анна Сергеевна и Водопьянова Ирина Юрьевна.

⭐️ 04.10.2023 — Компетентностная игра «Учительская мафия» для молодых учителей и специалистов 

23 сентября на базе Томского гуманитарного лицея состоялась компетентностная игра с молодыми учителями и молодыми специалистами образовательных организаций г. Томска «Учительская мафия». Игра проводилась в рамках муниципальной сети по методическому сопровождению молодых педагогов.

⭐️ Учителя начальных классов Вишнивецкая Татьяна Ивановна и Красногорцева Анна Сергеевна 15 декабря 2022 года приняли очное участие в городском конкурсе для наставников и молодых педагогов начальной школы «Дуэт. Творчество. Партнёрство» в рамках муниципальной сети по методическому сопровождению молодых педагогов. Заняли 2  место.

⭐️ 29.11.2022 — Игра «Что? Где? Когда?» «Педагогические идеи: Назад в СССР»

19 ноября 2022 года на базе МАОУ СОШ № 58 в соответствии с планом мероприятий муниципальной сети по методическому сопровождению молодых педагогов прошла игра «Педагогические идеи: Назад в СССР».

20 молодых учителей (5 команд) из ОУ г Томска № 27, 42, 54, 58 и МАОУ «Калтайская СОШ» Томского района приняли участие в Игре, которая прошла в формате игры «Что? Где? Когда?» и состояла из двух раундов, в каждом по 12 вопросов.

Все участники выразили благодарность организаторам игры, педагогам МАОУ СОШ № 58 за организацию игры и за отлично проведённое время.

⭐️ В целях поддержки взаимодействия студентов, направленных на обучение в ТГПУ на целевое обучение, и наставников стартовал Карьерно-образовательный проект «ПРОцелевое». В рамках данного проекта 28.10.2022г. на базе научной библиотеки ТГПУ состоялось карьерное событие «День целевика». Бенефициарами проекта стали студенты-целевики, школьники и наставники от организаций-заказчиков целевого обучения.

Нашу школу представляла команда:

Школьник – Мамонова Виктория, студент-целевик – Березина Людмила, наставник – руководитель Психолого — педагогического класса – Лубяная Е.Н.

Карьерно-образовательный проект «ПРОцелевое» для школьников, студентов и наставников

Муниципальный конкурс «Педагог-наставник 2021».

В конкурсе участвовали Лубяная Елена Николаевна, учитель русского языка, наставник; Петрова Алёна Юрьевна, учитель русского языка, молодой специалист.

Результат участия — 1 место  http://imc.tomsk.ru/?page_id=23096     

Конкурсные материалы:

1) Педагогический проект https://lubyanaja19758.wixsite.com/igra                                                                                      

2) Видеопрезентация педагогического проекта https://disk.yandex.ru/i/7NrUxHNQ7Syhiw 

3) Мастер-класс https://disk.yandex.ru/i/sv6SHVirYSCPHQ

Муниципальный конкурс «Первые шаги в профессию». 

В конкурсе приняла участия Петрова Алёна Юрьевна, учитель русского языка, молодой специалист.

Результат участия — диплом участника  http://imc.tomsk.ru/?page_id=23083 

Конкурсный материал:

1) видеоролик на тему «Остановись, мгновенье!» (из жизни молодого учителя)

В конкурсе приняли участие Петрова Алёна Юрьевна (учитель русского языка, молодой специалист) и Панина Татьяна Сергеевна (учитель начальных классов, молодой специалист).

Результат участия — диплом участника.

Региональный конкурс «Лучшие практики наставничества — 2021»

Всего в конкурсе приняли участие 63 педагогических работника из муниципальных образований Томской области и областных государственных образовательных учреждений, подведомственных Департаменту общего образования Томской области.

В конкурсе участвовала Лубяная Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 58 г. Томска.

Результат участия – победитель. https://toipkro.ru/index.php?act=news&id=5529