Цель — разносторонняя поддержка молодого учителя для успешного закрепления его на месте работы, повышение его профессионального потенциала и поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создания комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
- Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.
- Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса.
- Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности.
- Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в образовательной организации.
- Ускорить процесс профессионального становления педагога.
Нормативные документы
Федеральные
- 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника будут направлены на повышение престижа профессии учителя. Официальный сайт «Год педагога и наставника
- План основных мероприятий по проведению в РФ Года педагога и наставника Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18/02/2023 г. № 399-р
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
- Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 г № 145-р «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между учащимися»
- Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16)
Региональные
- Распоряжением Губернатора Томской области от 13.12.2022 №284-р утвержден состав оргкомитета по подготовке и проведению Года педагога и наставника в томском регионе. На основе проекта федерального плана мероприятий, принятого в декабре 2022 года, оргкомитет сформировал и утвердил Региональный план по проведению Года педагога и наставника
- Региональный проект«Современная школа»
- Региональный проект «Успех каждого ребенка»
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 27.05.2020 г. № 420-р «О внедрении и реализации в Томской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между учащимися»
- Приказ ОГБУ «РЦРО»от 23.11.2020 г. № 331/1 «Об утверждении дорожной карты реализации региональной программы «Развитие наставничества в системе общего образования Томской области на 2020-2024 гг.»
Муниципальные
- Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 14.02.2023 г. №97-р «Об утверждении муниципального плана мероприятий по проведению в городе Томске Года педагога и наставника в 2023 году» Муниципальный план
- Распоряжение департамента образования администрации Города Томска от 28.06.2022 №645-р «Об организации деятельности муниципальных педагогов- наставников в 2022-2023 учебном году»
- Список муниципальных педагогов — наставников на 2022-2023 учебный год (приложение № 2)
- График проведения мероприятий муниципальными педагогами-наставниками в 2022–2023 учебном году для молодых педагогов г. Томска с целью обеспечения профессионального развития молодых педагогов, высокого качества результатов их педагогической деятельности в соответствии с современными требованиями (приложение № 3)
- Муниципальная программа «Развитие наставничества в муниципальной системе образования «Город Томск» на 2021-2024 гг.» (молодые педагоги) (приложение № 1)
- Комплексный план мероприятий («дорожная карта») по развитию наставничества в муниципальной системе образования «Город Томск» на 2021-2024 гг. (молодые педагоги) (приложение № 2)
Школьный уровень
- Положение о наставничестве в МАОУ СОШ № 58 г. Томска
- Приказ о назначение наставников на 2023-2024 учебный год
- Положение о резерве управленческих кадров
- Дорожная карта по развитию наставничества
- Программа наставничества «Профессиональное становление молодого педагога»
В рамках реализации Дорожной карты по подготовке педагогических кадров Томской области, утвержденной в 2022 году заместителем Губернатора Томской области по внутренней политике и территориальному развитию и заместителем Губернатора Томской области по научно-образовательному комплексу и цифровой трансформации в МАОУ СОШ № 58 г. Томска организовано наставничество обучающихся, поступивших в рамках квоты целевого приема в ТГПУ. По состоянию на сентябрь 2022 года один обучающийся ТГПУ заключил договор о целевом обучении с образовательными организациями Города Томска.
Факультет | Направление подготовки | Профиль 1 | Профиль 2 | ФИО наставника |
ИДиА | 44.03.05:Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) | Начальное образование | Дошкольное образование | Руководитель «Психолого -педагогического класса» – Лубяная Е.Н. |
План работы со студентом-целевиком на 2022-2023 учебный год
Практика наставничества «Наставническая среда в школе»
Практика наставничества «Наставническая среда в школе» направлена на достижения контрольных точек Национального проекта «Образование».
Ключевым понятием является среда. Мотивирующая наставническая среда, где взаимодействие всех участников и есть главный механизм формирования этого пространства.
Формы наставничества в нашей организации:
1. «учитель – учитель»
1.1 «опытный учитель-молодой учитель» предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным педагогом, оказывающим разностороннюю поддержку необходимых для развития профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепление на месте работы.
1.2. «заместитель директора – учитель» конкретная профессиональная помощь и психоэмоциональная поддержка административного кадрового резерва школы.
2. «ученик – ученик» предполагает взаимодействие обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает лидерскими и организаторскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого. Эта форма наставничества реализуется в рамках инновационной площадки «Ученическое тьюторство в аспекте проектной деятельности как средство формирования метапредметных компетенции обучающихся».
3.«выпускник (студент)– ученик» предполагает взаимодействие обучающихся общеобразовательного и высшего или среднего профессионального учреждений, при которой студент оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему с профессиональным и личностным самоопределением и способствует ценностному и личностному наполнению, а также коррекции образовательной траектории. В нашем случае наставники – студенты ТГПУ.
4.«работодатель – студент» предполагает создание органичной системы взаимодействия МАОУ СОШ№ 58 г. Томска и ТГПУ, ТГПК с целью получения студентами– актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессионального роста и трудоустройства, а образовательной организации– подготовленных и мотивированных кадров.
5.«групповое наставничество» молодые педагоги включаются в работу проблемно-творческой группы, руководитель которой сопровождает их не в вопросах методики преподавания отдельного предмета, а в каком- то особом направлении. В нашем случае изучения и внедрения технологии «Lesson study» (исследование урока).
Наставническая среда – взаимообогащающие коммуникации которые позволяют всем становиться соучастниками школьной жизни, где каждому есть место для развития.
31.10.2023 — Слëт молодых педагогов
С 27 по 30 октября проходил слëт педагогов Томской области, в котором приняли участие учителя начальных классов — Красногорцева Анна Сергеевна и Водопьянова Ирина Юрьевна.
⭐️ 04.10.2023 — Компетентностная игра «Учительская мафия» для молодых учителей и специалистов
23 сентября на базе Томского гуманитарного лицея состоялась компетентностная игра с молодыми учителями и молодыми специалистами образовательных организаций г. Томска «Учительская мафия». Игра проводилась в рамках муниципальной сети по методическому сопровождению молодых педагогов.
⭐️ Учителя начальных классов Вишнивецкая Татьяна Ивановна и Красногорцева Анна Сергеевна 15 декабря 2022 года приняли очное участие в городском конкурсе для наставников и молодых педагогов начальной школы «Дуэт. Творчество. Партнёрство» в рамках муниципальной сети по методическому сопровождению молодых педагогов. Заняли 2 место.
⭐️ 29.11.2022 — Игра «Что? Где? Когда?» «Педагогические идеи: Назад в СССР»
19 ноября 2022 года на базе МАОУ СОШ № 58 в соответствии с планом мероприятий муниципальной сети по методическому сопровождению молодых педагогов прошла игра «Педагогические идеи: Назад в СССР».
20 молодых учителей (5 команд) из ОУ г Томска № 27, 42, 54, 58 и МАОУ «Калтайская СОШ» Томского района приняли участие в Игре, которая прошла в формате игры «Что? Где? Когда?» и состояла из двух раундов, в каждом по 12 вопросов.
Все участники выразили благодарность организаторам игры, педагогам МАОУ СОШ № 58 за организацию игры и за отлично проведённое время.
⭐️ В целях поддержки взаимодействия студентов, направленных на обучение в ТГПУ на целевое обучение, и наставников стартовал Карьерно-образовательный проект «ПРОцелевое». В рамках данного проекта 28.10.2022г. на базе научной библиотеки ТГПУ состоялось карьерное событие «День целевика». Бенефициарами проекта стали студенты-целевики, школьники и наставники от организаций-заказчиков целевого обучения.
Нашу школу представляла команда:
Школьник – Мамонова Виктория, студент-целевик – Березина Людмила, наставник – руководитель Психолого — педагогического класса – Лубяная Е.Н.
Карьерно-образовательный проект «ПРОцелевое» для школьников, студентов и наставников
Муниципальный конкурс «Педагог-наставник 2021».
В конкурсе участвовали Лубяная Елена Николаевна, учитель русского языка, наставник; Петрова Алёна Юрьевна, учитель русского языка, молодой специалист.
Результат участия — 1 место http://imc.tomsk.ru/?page_id=23096
Конкурсные материалы:
1) Педагогический проект https://lubyanaja19758.wixsite.com/igra
2) Видеопрезентация педагогического проекта https://disk.yandex.ru/i/7NrUxHNQ7Syhiw
3) Мастер-класс https://disk.yandex.ru/i/sv6SHVirYSCPHQ
Муниципальный конкурс «Первые шаги в профессию».
В конкурсе приняла участия Петрова Алёна Юрьевна, учитель русского языка, молодой специалист.
Результат участия — диплом участника http://imc.tomsk.ru/?page_id=23083
Конкурсный материал:
1) видеоролик на тему «Остановись, мгновенье!» (из жизни молодого учителя)
В конкурсе приняли участие Петрова Алёна Юрьевна (учитель русского языка, молодой специалист) и Панина Татьяна Сергеевна (учитель начальных классов, молодой специалист).
Результат участия — диплом участника.
Региональный конкурс «Лучшие практики наставничества — 2021»
Всего в конкурсе приняли участие 63 педагогических работника из муниципальных образований Томской области и областных государственных образовательных учреждений, подведомственных Департаменту общего образования Томской области.
В конкурсе участвовала Лубяная Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 58 г. Томска.
Результат участия – победитель. https://toipkro.ru/index.php?act=news&id=5529